Северный вход на всемирную выставку "EXPO-2010". 2002

Дата 2002
Расположение Москва, территория ВВЦ (ВДНХ)
Статус Конкурс 1 премия
Общая площадь 60.000-110.000 м2
Партнеры Волчок Ю.П., Ерзовский А.Э.
Превращение ВВЦ в крупный современный международный выставочный центр - одна из очевидных задач по застройке Москвы на ближайшую перспективу. Разработка комплексной концепции ЭКСПО-2010 в Москве рассматривалась как один из возможных вариантов её реализации. Необходимые при этом предпроектные поиски не только активизировали работы в этом направлении, но и позволили выявить достаточно емкие соображения по основным параметрам проектной концепции, в том числе и связанным с формированием символической функции универсального выставочного пространства.
 
Пространство для международных выставок (ЭКСПО) планируется разместить на исторической территории ВВЦ (в прошлом ВСХВ - ВДНХ - памятник архитектуры) и на прилегающих к ней землях, в основном к северу от современных границ выставки.
 
ВВЦ - предполагается реконструировать, сохранить и предъявить как уникальный памятник архитектуры. Но при этом - это памятник только одного периода в истории нашей страны. Включение наследия авангарда в общую картину представлений о развитии архитектуры в нашей стране, создаваемую на ЭКСПО, делает её не только более полной и целостной, но и придаёт ей существенно большую значимость, объективно отражая высокий авторитет наследия московского авангарда в современном нам профессиональном мире.
 
Проектируемый Северный вход на территорию ЭКСПО располагается в едином пространственном узле с Евровокзалом, станцией метро "Ботанический сад" и остановкой монорельса на пересечении с Третьим транспортным кольцом. Однако, он не только организует пространство площади перед Выставкой и служит её "визитной карточкой", но и формирует содержание смыслового узла, способного передать ощущение преемственности в современной московской архитектуре и идеям наследия авангарда.
 
Представленные в экспериментальном проекте варианты Северного входа показывают различные приёмы интерпретации наследия: от включения в композицию знаковых объектов по проектам (эскизам, графическим конструкциям) 1920-х годов, реализации современными средствами идей, близких к наиболее авторитетным для того времени (в данном предложении - на тему "параболы" Н. Ладовского и "горизонтального небоскреба" Эль Лисицкого), до осмысления средствами архитектурного формообразования идей космоплавания и пространственной геометрии, топологии, мировой опыт формирования которых имеет и общепризнанную отечественную традицию. Реализуемый в проекте подход фиксирует особое место и роль Северного входа в формировании символической функции ЭКСПО-ВВЦ. Он становится содержательным шарниром между историческим наследием и будущим в Московской архитектуре. Сохраняя ВВЦ как памятник истории и культуры, предлагаемый проект приглашает, с одной стороны, к поискам Нового в архитектуре на территории ЭКСПО, а с другой - к сохранению и возрождению наследия авангарда в пространстве Москвы.