Музейный кластер. 2013

Дата 2013
Расположение Москва, Боровицкая площадь
Статус Конкурс
Общая площадь 3.6 га
Партнеры Волчок Ю.П.
Концепция: Исторически сложилось так, что культурологически ценное, общественное и музейное пространство по обе стороны Москвы-реки разведено между собой и функционирует автономно друг от друга. Данное предпроектное предложение объединяет эти территории в единое, пешеходно доступное общественное, культурологически емкое пространство на основе создания полномасштабного Музейного кластера.
 
Цели: Формирование единой общедоступной музейной программы позволяет, реализуя собственно музейную функцию, выполнить ее общекультурное  предназначение:
Возродить Москву-реку как центральную городскую транспортную и прогулочную магистраль.
Вернуть городу и построить дополнительно общедоступные, ориентированные на интересы пешехода, набережные.
Возвести на противоположной стороне реки, на пограничной с набережной территории Болотной площади новые комплексы музеев Кремля и новую «площадку» Государственного научного музея архитектуры, создав,таким образом, необходимые условия для совершенствования полноценной деятельности этих музеев.
В полной мере использовать рельеф местности в центре Москвы и создать на пешеходном маршруте в границах Музейного кластера новые (дополнительные) видовые точки на Кремль, в том числе и с прогулочной площади на крыше вновь возводимого комплекса «новой территории» Музея архитектуры.
Появление новых (дополнительных) площадей в Музее архитектуры позволит сформировать постоянно действующие экспозиции как по истории архитектуры, так и по современной мировой и отечественной архитектуре; расширить возможности Музея для проведения выставок, конференций, лекций и реализации иных просветительских и образовательных программ; открыть детско-юношескую школу, необходимую для воспитания знатоков и подлинных ценителей архитектуры, будущих архитектуроведов и профессиональных критиков; будет способствовать возрождению архитектуроцентризма в современной Москве, что может стать основой для утверждения авторитета и осознания значения архитектуры в обществе в государственном масштабе.
Проектом предусматривается еще одна крупная общественно-культурологическая архитектурная акция: символично передать комплекс МОГЭС горожанам и создать в нем Народный дом – открытый культурный центр, институт человека – олицетворяющий демократические основы современного общественно-государственного развития. МОГЭС в свое время – промышленное здание, расположенное максимально близко от детинца и наглядно предъявлявшее развиваемые в государстве производственные, индустриальные интересы и предпочтения. В 2016 году мы будем отмечать  25-летие новой государственности, декларирующей общечеловеческие ценности и приоритеты.
Реализация программы создания Музейного кластера включает возведение двух новых пешеходных мостов через Москву-реку для расширения возможности пешеходной доступности и, тем самым, создания дополнительных связей между объектами музейного показа.
Перерастание программы формирования «Музейного кластера» на противоположный берег будет способствовать интеграции и решительному благоустройству территории вокруг Третьяковской галереи, многочисленных и активно развивающихся культурных центров на Якиманке, «Красном Октябре», Доме на Набережной и др. Это будет в полной мере соответствовать  реализации положения Программы создания Музейного кластера и формирования Городского музея под  открытым небом.
Исторический центр Москвы должен, помимо иных многочисленных общегородских и общегосударственных функций, предъявлять себя как подлинное историко-культурное, музейное (а не музеефицированное) пространство. Знаком его полноценной реализации станет со временем более широкое и общедоступное для горожан и гостей столицы раскрытие территории и исторически ценных помещений в Кремле.
Предлагаемая концепция – один из недостающих «паззлов»  общегородского Музейного кластера. Обсуждаемая в конкурсном задании территория непосредственно примыкает к создаваемому музейному кварталу Государственного музея изобразительных искусств им А.С. Пушкина. Это позволяет сформировать пошаговую (поэтапную), внутренне непротиворечивую конструкцию реализации во времени полной программы Музейного кластера. 
 
Поэтапная реализация Программы формирования общегородского «Музейного кластера»
 
Мотивация: Сформировать проектную последовательность и календарный  план реализации  долгосрочной программы проектных и будущих реконструктивных и строительных работ таким образом, чтобы отдельные содержательно самостоятельные фрагменты (объекты) Программы концептуально дополняли друг друга и не вступали в архитектурные и градоустроительные противоречия и борьбу амбиций. Реализация долгосрочной Программы «Музейного кластера» должна стать общим делом для музейного, архитектурного, муниципального сообществ и заинтересованных горожан.
 
Первый этап: Комплексное решение развития территории московского центра в районе Боровицкой площади, пересечения улиц Моховой и Знаменки, Воздвиженки и Крестовоздвиженского переулка (в соответствии с Программой конкурса).
Обсуждаемая в предпроектном предложении территория объединяет существующий комплекс Музея архитектуры и историческую городскую застройку вокруг него в единое музейное пространство. Классический музей и музей под открытым небом функционируют как единый организм по общей программе экспозиционной и просветительской деятельности.
 
Второй этап. На этом этапе реализации предлагаемой программы создаются новые комплексы Музеев Кремля и Музея архитектуры на противоположном берегу Москвы-реки, формируются набережные, возводятся пешеходный мост и благоустраивается новая территория музейного пространства под открытым небом в Замоскворечье. Хронологические срезы застройки набережных показывают эволюционный ритм диалога культуры и цивилизации в Москве. Предлагаемое решение демонстрирует современное отношение к городскому пространству, открытому для пешеходов.
 
Третий этап предполагает реставрацию комплекса МОГЭС и реализацию программы его современного использования как Народного дома; строительство второго пешеходного моста от Народного дома к вновь формируемому парку на месте гостиницы «Россия». Намечается разработка полномерного пешеходного маршрута по объектам Музейного кластера. Предельное расстояние кольцевого пешеходного маршрута не превышает 5-6 км. При правильной его организации – с местами отдыха, видовыми площадками, информационными стендами, парковыми скульптурами, объектами общественного питания и сувенирной торговли – он становится сам по себе притягательным для прогулок горожан. Дополнительно по кольцевому маршруту можно организовать движение «музейного» транспорта (мини-автопоездов, автобусов, электромобилей и т.п.), который объединит все объекты музейного показа, сделает их более доступными и комфортными для людей с ограниченными возможностями, горожан с детьми и т.д.
 
Пошаговая реализация первого этапа предпроектного предложения
 
Шаг первый. Наряду с ремонтом и реставрацией объектов Музея архитектуры облагораживается  территория, примыкающая к исторически сложившемуся комплексу музея со стороны улицы и двора (за музеем). Арт-акция, фиксирующая новый этап возрождения музейного пространства – восстановление арки, некогда проходной, а впредь – объединяющей музей с новым (дополнительным) пространством, на котором создается как открытая музейная площадь, так и вновь возводимый музейный корпус. Завершение нового корпуса моделирует мелкомасштабную городскую застройку, что в совокупности с открытым озелененным пространством новой «городской площади» создает наглядную картину для музейного показа диалога урбанистов и дезурбанистов. На площади наземной кладкой фиксируется также место  размещения бывшей церкви Воздвижения Креста Господня как объект исторической среды музейно-просветительского показа.Автохозяйство, временно располагающееся здесь, переводится в специально для этих целей создаваемое крупное автохозяйство в пределах территории на нижней набережной у Каменного моста. (Туда же переносится и авторемонтная мастерская из пространства в опорной аркаде моста).
 
Шаг второй. Подземные переходы (в сторону Военторга и Александровского сада) обустраиваются как тематические участки пешеходного маршрута Музейного кластера. Здесь сосредоточена сувенирная и книжная торговля, современные информационные средства, раскрывающие сведения о музейных объектах, их историко-культурной значимости (для объектов по пешеходному маршруту «под открытым небом») и условиях и сроках функционирования музеев. Пешеходные переходы оформляются с использованием элементов (фрагментов) архитектурной тематики либо как архитектурно-художественное прочтение современной трактовки «тайных связей», обеспечивающих информационные технологии, цементирующие наше время, делающие его креативным и формирующие диалог культуры и цивилизации, в основе которого лежит конкретное городское пространство, в данном случае – подлинно исторический центр Москвы. Тематическое функциональное использование подземных переходов желательно объединить (по интересам) с деятельностью одного из крупнейших книжных магазинов, открывшихся в непосредственной близости от подземного перехода к нему, Манежу и Александровскому саду.
 Подземные переходы могут стать «распределительной» площадью, одним из функционально активных, информационно актуальных объектов Музейного кластера уже на первом этапе его создания.
 
Шаг третий. Обустройство и благоустройство дворов,  реставрацию фасадов на пешеходном маршруте в границах Музея под открытым небом целесообразно сопроводить разнообразными, информационно емкими дизайнерскими приемами и арт-объектами, облегчающими движение по маршруту, делающими его более познавательным и комфортным. В частности, улицы, переулки, дворы, маленькие площади по маршруту предлагается выложить ковровой плиткой с элементами традиционного орнамента, возможно, приуроченного ко времени создания того или иного экспозиционного объекта на открытом воздухе.
 
Шаг четвертый. Желательно расширить число объектов общественного питания, сувенирной и букинистической торговли вдоль пешеходного маршрута по Музею под открытым небом, объединив все объекты, обслуживающие маршрут, в единую систему.
 
Реализация первого этапа создания Музейного кластера в историческом центре Москвы должна способствовать возрождению понимания значимости и роли архитектуры в современном обществе.